АУТИЗМ (ранний детский аутизм), тяжелая аномалия психического
развития ребенка, характеризующееся главным образом нарушением контакта с
окружающими, эмоциональной холодностью, перверсией интересов, стереотипностью
деятельности. Один из определяющих и диагностически важный признак заболевания
– появление симптомов в возрасте до 2,5 лет. Аутизм встречается редко, у 2–4
детей из 10 000, у мальчиков в 3 раза чаще, чем у девочек. Он выявляется во
всех социальных классах и во всех частях света. (Отметим, что термин «аутизм»
употребляется и в широком смысле как обозначение крайней степени отчужденности,
ухода в себя – состояния, наблюдаемого чаще всего при шизофрении.)
Исторический аспект. Ранний детский аутизм был впервые описан в 1943
американским детским психиатром Л.Каннером на примере 11 детей, которые своим
поведением напоминали взрослых, отгородившихся от людей и реалий внешней жизни.
Поразительной, совершенно уникальной характеристикой этих детей была их
неспособность взаимодействовать с родителями, устанавливать эмоциональный
контакт и вести себя типичным для младенцев образом – улыбаться близким,
принимать их ласку. Дети предпочитали неодушевленные предметы, речь у них
обычно не развивалась либо развитие ее запаздывало. Речь их была стереотипна,
состояла из невыразительных и не соответствующих ситуации фраз или повторов
слов других людей и не служила средством общения. Дети боялись любых перемен и
сопротивлялись малейшим изменениям окружающей обстановки.
Диагноз. Все основные элементы первого каннеровского описания аутизма
и сегодня считаются определяющими характеристиками данного расстройства. Аутизм
вместе с двумя другими, менее известными нарушениями образует особое
психическое заболевание. Таким образом, аутизм рассматривается отдельно от
детской шизофрении и других серьезных детских заболеваний, включая врожденную
глухоту, умственную отсталость, нарушения речевого развития. Аутизм – наиболее
тяжелое и рано проявляющееся детское психическое расстройство, которое может
быть первым признаком развивающейся шизофрении. Однако у большинства детей с
аутизмом в дальнейшем сохраняются только характерные для него симптомы, а
признаков детской шизофрении – бреда, галлюцинаций, бессвязности речи – не
возникает. Способность к игре и фантазированию развивается плохо. Игрушки используются
для неуместных стереотипных манипуляций, не соответствующих целям, для которых
они предназначены. Игровая фантазия, если она пробуждается, носит бесплодный и
обедненный характер.
Для матерей аутичных младенцев характерно
более тяжелое протекание беременности и родов, однако при рождении почти все
эти дети признаются нормальными. Правда, по наблюдениям некоторых
исследователей, уже при рождении или вскоре после него можно обнаружить «мягкие
неврологические симптомы» типа непостоянных и вариабельных слабовыраженных
неврологических аномалий, позволяющих подозревать нарушение функции головного
мозга, но выявить отчетливые изменения в центральной нервной системе до сих пор
не удавалось. Хотя диагностическим признаком заболевания служит его начало в возрасте
до 2,5 лет, в большинстве случаев нарушения проявляются уже в 3–6 месяцев.
Позже, по данным тестирования, половина таких детей попадает в категорию
умственно отсталых средней или тяжелой степени. Только 25% достигают
показателей нижней границы интеллектуальной нормы, хотя некоторые из аутичных
детей обладают очень высоким интеллектуальным потенциалом, а иногда и
одаренностью в какой-то области.
Причины аутизма неизвестны. Результаты исследований близнецов
указывают на существенную роль наследственных факторов в развитии заболевания.
В случае монозиготных (однояйцовых) близнецов, один из которых страдает
аутизмом, вероятность заболевания у второго составляет 36%. У дизиготных
(разнояйцовых) эта величина не превышает 10%. У братьев и сестер (не только близнецов)
больных детей достаточно часто встречаются задержка речевого развития и
умственная отсталость.
Развитие ребенка тесно связано с социальным
опытом, от воздействия которого во многом зависит созревание центральной
нервной системы в первые два года жизни. Недостаточная привязанность младенца к
родителям или воспитателям, а тем более ее отсутствие может привести к
длительно сохраняющимся изменениям нейронных структур и нейроэндокринных
функций мозга. Раскрытие причин неполноценной привязанности – столь явного и
устойчивого признака аутизма – могло бы пролить свет на происхождение всех
тяжелых психических расстройств детского возраста. Однако анализ социальных
факторов в развитии этих состояний – крайне сложная задача. Трудно
зафиксировать те глубокие, повторяющиеся изо дня в день межличностные
взаимодействия между младенцем и его близкими, которые формируют и пробуждают
разные формы поведения и привязанности у малыша. Нелегко оценить и
эмоциональное воздействие, оказываемое на взрослых явно безучастным и трудным
младенцем, а также ответные формы поведения, порождаемые этим воздействием.
По данным многочисленных исследований, при
аутизме имеется целый ряд нейрохимических и нейродинамических отклонений, но
все они неспецифичны, т.е. характерны не только для данного расстройства.
Первая же беседа врача с родителями аутичных детей приносит доказательства
недостаточной привязанности: «Он как будто смотрит сквозь меня», «Она никогда
не улыбается», «Я думала, что он глухой», «Она каждый раз словно застывает, когда
я беру ее на руки». Это лишь некоторые из типичных выражений, используемых для
описания симптомов заболевания, и эти симптомы, в свою очередь, могут
способствовать закреплению расстройства. Вероятно, существует совокупность
факторов, наследственных и биохимических, влияющих на ребенка в период, когда
начинают устанавливаться его взаимодействия с социальной системой, состоящей из
двух-трех человек.
Лечение и исход заболевания. Лишь в малом проценте случаев дети с точно установленным диагнозом
аутизма могут в дальнейшем жить самостоятельно, и лишь 1–2 из 100 становятся
полноценными членами общества. Более половины детей, страдающих аутизмом,
нуждаются в уходе в условиях стационара; у значительной части больных после
многих лет, проведенных в больнице, развиваются признаки хронической
шизофрении. У 25–30% больных со временем появляется эпилепсия. Большинство
остаются инвалидами на всю жизнь.
|